Методологические основы управления качеством
Любое управление заключается в выработке управленческих решений и их выполнении посредством соответствующих воздействий на управляемые процессы. Под управлением качеством понимают целенаправленный процесс, включающий методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также — управленческую деятельность, направленную на объект управления с целью установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителя и общества в целом, предупреждения и устранения дефектов, снижения затрат по совершенствованию качества.
Система управления качеством — совокупность управленческих органов и объектов управления, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества. Основная цель управления качеством — непрерывное совершенствование деятельности учреждения, направленное на повышение качества, сокращение издержек, улучшение кадрового и производственного потенциала.
В здравоохранении Российской Федерации приняты следующие определения.
Управление качеством медицинской помощи - организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения имеющихся и предполагаемых потребностей населения в медицинской помощи и удовлетворения потребителей.
В современных условиях система управления качеством медицинской помощи представляет собой совокупность организационно-управленческих структур и действий, анализирующих, оценивающих и корректирующих условия, процесс оказания и результат медицинской помощи для обеспечения пациенту качественной медицинской помощи в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.