yamedsestra.ru

Качество медицинской помощи

Качество медицинской помощи  — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.

Характеристики качества медицинской помощи:

-          профессиональная компетенция;

-          доступность;

-          результативность;

-          межличностные отношения;

-          непрерывность;

-          эффективность;

-          безопасность;

-          удобство.

Соответствие ожиданий восприятию потребителя услуг опреде­ляет уровень удовлетворенности пациентов, родственников, обще­ства сестринскими услугами.

Компоненты качества медицинской помощи:

-          структурное качество;

-          качество технологии;

-          качество результата.

Факторы, влияющие на качество медицинской помощи и КСП:

-          финансирование отрасли;

-          нормативно-правовое обеспечение;

-          материально-техническое оснащение ЛПУ;

-          руководство сестринской помощью;

-          профессиональная компетенция медицинских сестер  и наличие стойкой положительной мотивации повышения качества сестринской помощи;

-          наличие стойкой положительной мотивации сохранения и укрепления здоровья у пациентов.

 

На качество медицинской помощи, равно как и на качество сестринской помощи в целом, оказывает влияние ряд факторов.

1.Финансирование здравоохранения. Первоочередной задачей в условиях реализации Национального проекта «Здоровье» стало укрепление материально-технической базы учреждений здраво­охранения (УЗ). Основной источник финансирования здравоохра­нения — средства бюджетов всех уровней, включая средства феде­рального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье». Типичными становятся капитальный ремонт и возведение новых УЗ, в том числе лечебных центров оказания вы­сокотехнологичной помощи: кардиологических, онкологических, неонатологии и др., а также модернизация диагностического и ле­чебного оборудования, внедрение передовых технологий и дости­жений медицинской науки в практическое здравоохранение, обу­чение персонала. Все проведенные мероприятия направлены на создание базы для повышения качества медицинской помощи и качества жизни населения.

2. Нормативно-правовое обеспечение качества медицинской помощи. Правовое регулирование  качества результатов медицинской деятельности осуществляется государством в целях защиты интересов граждан и созда­нии равных условий медицинским учреждениям с различными формами собственности для конкуренции на рынке. Правовая база в области обеспечения качества в России сформирована в федеральном законодательстве законами:

- «О защите прав потребителя»;

- «О предприятии и предпринимательской деятельности»;

- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

- «О стандартизации»;

«О сертификации продуктов и услуг»; «Об обеспечении единства измерений».

Несмотря на сложности регулирования качества медицинской помощи, произошедшие и последние годы изменения способствуют разработке правовых механизмов, обеспечивающих оказание населению качественной Медицинской помощи. Без них вероятность возникновения про­блем при реализации прав пациентов на получение качественной медицинской помощи будет оставаться высокой. В настоящее время охрану здоровья населения регулирует ряд подзаконных актов, разработанных Министерством здравоохранения России. Эти нормативно-правовые документы условно могут быть разделены на три группы (Кучеренко В.З., 2001). К первой группе регулирующей правовые вопросы охраны здоровья и защиту прав пациента, относят:

- Конституцию РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1;

- постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О   Программе государственных  гарантий  обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

Во вторую группу, регулирующую проблемы стандартизации в здравоохранении, входят:

- Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техничес­ком регулировании»;

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

И к третьей группе, регулирующей систему контроля качества медицинской помощи, от­носят:

- приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»;

- письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методи­ческих рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застра­хованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;

- Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности»;

- приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий».

Большой вклад в развитие теории и практики повышения ка­чества сестринского дела должна внести реализация отраслевой программы «Управление качеством в здравоохранении на 2003— 2007 годы», утвержденной 23 апреля 2003 года. Одна из задач про­граммы — разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг на всей территории Российской Федерации на основе совершенс­твования нормативно-правовой базы обеспечения и повышения качества в здравоохранении.

3. Наличие  или  отсутствие  стойкой  положительной  мотива­ции повышения качества сестринской помощи у медицинских сес­тер. Низкий престиж профессии не способствует оптимизации кадровой политики, притоку в отрасль молодых специалистов с  высоким уровнем профессиональной подготовки,  активной жизненной позицией, желанием внедрения инновационных тех­нологий в сестринскую практику с целью повышения результа­тов труда. Такие явления, как отсутствие системы поддержания инициатив медицинских сестер по совершенствованию профес­сиональной деятельности и внедрению современных достижений и повседневную практику, отсутствие взаимосвязи качества сестринской помощи и мате­риального и морального вознаграждения, также не способствуют формированию мотивации повышения качества и эффективнос­ти сестринской помощи. Повышение заработной платы медицин­ским сестрам службы первичной медико-санитарной помощи, фельдшерам бригад «скорой медицинской помощи», фельдшерс­ких медицинских пунктов привело к возвращению в профессию большого числа специалистов, ранее ее покинувших, к оптими­зации укомплектованности средним медицинским персоналом вышеуказанных служб.

4. Наличие или отсутствие стойкой положительной мотивации сохранения и укрепления здоровья у пациентов. Менталитет сред­него россиянина таков: основными жизненными ценностями считаются материальные блага, здоровье — лишь способ зарабо­тать эти ценности. Типична ситуация, когда у пациентов нет понимания ценности собственного здоровья и ответственности за его сохранность. При этом отсутствуют навыки здорового образа жизни. Даже при возникновении хронического заболевания не возникает желания, а тем более побуждения избавиться от вред­ных привычек, к примеру вреда курения и др., пересмотреть свое отношение к здоровью, семье, работе, здоровому образу жизни и другим факторам, активно включиться в процесс выздоровления. Переориентация на про­филактическую медицину, широкое внедрение «школ здоровья» и принципов формирования здорового образа жизни — еще один ресурс оздоровления нации.