Контроль качества сестринской помощи
Контроль качества сестринской помощи — это система наблюдения и проверки процесса сестринской деятельности и ее результатов, обеспечивающая достижение организацией высокого уровня эффективности сестринской помощи.
Система контроля качества представлена участниками, средствами и механизмами контроля.
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Формы контроля: лицензирование, аккредитация, аттестация, сертификация.
Ведомственный контроль качества сестринской помощи может быть организован следующим образом:
- старшая медицинская сестра структурного подразделения;
- главная медицинская сестра медицинского учреждения или заместитель руководителя организации здравоохранения по работе с сестринским персоналом;
- экспертная комиссия организации здравоохранения по контролю качества;
- экспертная комиссия при органе управления здравоохранением, главный штатный (внештатный) специалист по сестринскому делу.
Вневедомственный контроль качества сестринской помощи проводят штатные и внештатные врачи-эксперты (лучше медицинские сестры - эксперты) страховой медицинской организации.
Обязательному экспертному контролю подлежат случаи:
- всех летальных исходов среди детского населения, пациентов в стационарах, лиц трудоспособного возраста на дому;
- внутрибольничного инфицирования и осложнений, приведших к летальным исходам или значительному удлинению сроков лечения;
- первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- повторной госпитализации в течение одного года по поводу одного заболевания, если схема лечения не предполагает проведения повторных стационарных курсов;
- заболевания с укороченными или удлиненными более чем на треть сроками лечения по сравнению со средними;
- сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.
Контролю подвергают все составляющие сестринского ухода:
- профессиональную компетентность медицинских сестер;
- обеспечение лечебно-охранительного режима;
- обеспечение диетического питания;
- своевременность и полноту выполнения врачебных назначений, обеспечение инфекционной безопасности пациента;
- своевременность записи на дополнительные исследования;
- соответствие подготовки пациента требованиям исследования;
- удовлетворенность качеством сестринского ухода.
Критерии контроля качества:
- эффективность;
- экономичность;
- адекватность;
- научно-технический прогресс;
- своевременность;
- доступность;
- достаточность.
Коэффициенты эффективности медицинской помощи:
- интегрированный коэффициент оценки эффективности медицинской помощи, включающий медицинскую, социальную и экономическую эффективность;
- коэффициент качества медицинской помощи для оценки соблюдения технологии оказания медицинской помощи;
- комплексный показатель качества медицинской помощи, отражающий медицинскую, социальную и экономическую эффективность, а также соблюдение технологии оказания медицинской помощи.
Качество жизни, связанное со здоровьем, определяют как восприятие пациентом изменившегося в связи с заболеванием положения и жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых пациент живет, и в связи с ожиданиями пациента и его родственников. Уровень качества жизни прямо пропорционален удовлетворенности пациента условиями и образом жизни, то есть результатами сестринского ухода, адаптацией к изменившимся условиям жизни, обеспечением максимально возможной самостоятельности и независимости пациента.