Управление качеством медицинской помощи
Управление качеством медицинской помощи — организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения имеющихся и предполагаемых потребностей населения в медицинской помощи, отвечающей ожиданиям потребителей.
Система управления качеством медицинской помощи представляет собой совокупность организационно-управленческих структур и действий, анализирующих, оценивающих и корректирующих условия, процесс оказания и результат медицинской помощи для обеспечения пациенту качественной медицинской помощи.
Принципы управления качеством:
- обеспечение руководителем учреждения единства цели направления деятельности по повышению качества;
- система управления качеством — органичная составная часть системы управления всем учреждением;
- единство количества и качества;
- непрерывность повышения качества;
- системно-комплексный подход к обеспечению качества;
- ориентация на потребителя;
- непрерывность и комплексность контроля качества;
- комплексность стандартизации и сертификации;
- оптимизация затрат на обеспечение качества;
- экономическое и социально-психологическое стимулирование деятельности по качеству.
Основные принципы всеобщего управления качеством в здравоохранении по А.И. Вялкову:
- нужды пациента — формирующая основа системы здравоохранения и ее работы;
- обеспечение качества — приоритетная цель деятельности системы здравоохранения;
- высокое качество медицинской помощи — следствие качества системы организации помощи, технологических процессов и ресурсов;
- принципиальное изменение системы организации и руководства — залог высокого качества в здравоохранении.
Виды деятельности по управлению качеством медицинской помощи:
- дизайн качества или конструирование качества;
- обеспечение качества;
- контроль качества;
- непрерывное повышение качества.
Функции системы управления качеством:
- изучение рынка и требований потребителя к качеству услуг;
- прогнозирование потребностей потребителя;
- проектирование и разработка нормативной документации, показателей качества, методик контроля качества;
- проведение рекламы;
- проведение технологической подготовки;
- организация специальной подготовки и обучения кадров;
- проведение контроля качества;
- стимулирование и активизация повышения и обеспечения качества;
- информационное и документационное обеспечение; ведение учета и анализа затрат на повышение и обеспечения качества;
- организация, обеспечение и проведение проверок, анализа, совершенствования и устранения недостатков; обеспечение обратной связи с потребителем и изучение удовлетворенности потребителя.
Методы управления качеством:
- нормативно-правовые;
- организационно-распорядительные (административно-контрольные);
- инженерно-технологические (организационно-технологические);
- экономические;
- социально-психологические.
Показатели качества системы управления качеством:
- целенаправленность;
- надежность;
- адаптивность;
- самоуправляемость;
- системность.