Компоненты качества
Внутренние и внешние составляющие понятия «качество» (характеристики и соответствие между ожиданиями и восприятием потребителем услуг) формируют структуру качества, которая представлена тремя основными компонентами:
- структурным качеством;
- качеством технологии;
- качеством результата.
Структурное качество характеризует условия оказания сестринской помощи населению и регламентирует такие показатели, как состояние зданий, в которых располагается медицинское учреждение, и помещений (палат, процедурной, сестринского поста, столовой, туалетных комнат, холлов); кадровое обеспечение, включая квалификацию медицинских сестер; наличие, состояние и рациональность использования медицинского оборудования; уровень обеспеченности лекарственными препаратами, дезинфектантами и стериллянтами, изделиями медицинского назначения. По сути, это качество ресурсного потенциала. Совершенная структура ресурсов и высокий уровень развития обеспечивают реальные возможности для соблюдения технологий сестринского ухода и высокого качества сестринской помощи.
Качество технологии характеризует все этапы процесса оказания сестринской помощи, с учетом обеспечения инфекционной безопасности и психологической поддержки пациента, соблюдения принципов последовательности и преемственности в осуществлении сестринского ухода, а также документирования сестринской помощи. Особое значение имеет соблюдение эргономических принципов в работе медицинской сестры, в том числе для обучения родственников пациента и для сохранения собственного здоровья.
Качество технологии дает представление, насколько содержание сестринской помощи и процесс ее оказания соответствовали конкретной клинической ситуации, насколько соблюдены принципы позитивной больничной среды, требования стандартов (протоколов) сестринской помощи и алгоритмов выполнения сестринских манипуляций.
Качество результата характеризует итог оказания сестринской помощи, то есть позволяет судить, насколько фактически достигнутые результаты соответствуют реально достижимым.
Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние. При низком уровне качества структуры довольно сложно обеспечить приемлемый уровень качества технологии. Нарушение технологии ухода ухудшает его результаты. Вместе с тем, высокий уровень структурного качества — только потенциальная, но не всегда реализуемая возможность иметь высокий уровень качества технологии и результата.
Изучение основных компонентов качества соответствует трем подходам к его обеспечению и оценке.
Структурный подход. Реализуется в лицензировании и аккредитации медицинских учреждений, аттестации и сертификации специалистов. При определении качества деятельности медицинского учреждения в целом оценивают условия оказания сестринской помощи, кадровый потенциал, эффективность использования оборудования, оснащения, лекарственных препаратов. Оценка структурного качества при определении качества деятельности конкретного медицинского работника предполагает анализ профессиональных знаний, умений и навыков медицинского работника, соответствие профессиональным и должностным требованиям, его квалификацию.
Технологический (процессный) подход. При таком подходе оценивают технологию сестринского вмешательства по отношению к конкретному пациенту, соответствие технологии нормативным требованиям с учетом клинического диагноза, сопутствующей патологии, действительных и потенциальных проблем пациента, возраста, пола, тяжести состояния, места проведения сестринского ухода (стационар, дневной стационар, «школа здоровья», домашняя обстановка и др.), а также с учетом соблюдения пациентом врачебных рекомендаций.
Результативный подход. Среди оцениваемых параметров качество результата по отношению к конкретному пациенту и ко всем больным медицинского учреждения, а также к населению в целом региона (страны).
Анализ качества результата по отношению к конкретному пациенту дает возможность оценить, насколько достигнутые результаты ухода за конкретным пациентом соответствуют ожидаемым с учетом клинического диагноза, возраста, тяжести состояния и других влияющих на исход заболевания и качество жизни факторов. Экспертиза качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, — исследование правомерности, приемлемости, действенности и результативности использованных медицинских технологий, их соответствия требованиям отраслевых стандартов и установленным нормативам, оптимальности и эффективности использования имеющихся ресурсов с последующим вынесением обоснованного заключения.
Качество результата по отношению ко всем больным медицинского учреждения следует оценивать за какой-либо конкретный периоду времени (не менее чем за 1 год). В сестринской практике при оценке качества результата но отношению ко всем больным можно использовать различные показатели: развитие осложнений, характерным для данной группы больных, продолжительность койко-дня в зависимости от продолжительности обследования пациента, расширения лечебно-профилактического режима, участия пациента и родственников в проведении ухода (на базе знаний и умений, полученных в ходе обучения пациента и родственников медицинской сестрой принципам и приемам ухода).
Качество результата по отношению к населению в целом характеризуют показатели общественного здоровья.